Электротехнический портал Элекаб - справочник электрика, энергетика.

О проекте
Авторам
Реклама на портале

 
Главная | Справочник | Схемотека | Нормативы | Форум | Статьи | Выставки | Пресс-релизы |
Главная >> Обзоры. Статьи. Информация. >> Электротехника. >> Проблемы формирования и функционирования рынка электроэнергии.

Проблемы формирования и функционирования рынка электроэнергии

Энергетика - база экономики и главная составляющая промышленного потенциала России - существует не сама по себе, а ради человека. Ее функционирование повышает (или по меньшей мере не понижает) уровень жизни, который, как мера развития общества, зависит от эффективности работы всех звеньев хозяйственной системы и среди них - электроэнергетической системы (ЭЭС). Основная цель создания и функционирования рынка электрической энергии - обеспечение условий энергетической безопасности России при требуемом уровне надежности электроснабжения потребителей и энергосберегающих, социально ориентированных, дифференцированных по различным параметрам тарифах.

Теоретическая основа формирования рынка представляет собой экономический анализ, основанный на принципах рыночного равновесия, определяется его субъектами и взаимооношениями между ними. Субъектами рынка электроэнергии являются юридические лица, осуществляющие куплю-продажу электроэнергии (мощности) и (или) предоставляющие услуги по передаче ее потребителям. Ими выступают предприятия-производители (электрические станции, региональные АО-энерго), предприятия-потребители (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, коммунальные и приравненные к ним потребители), предприятия, обеспечивающие их связь (электрические сети) и оператор рынка. При этом считается, что производители могут конкурировать между собой, а для потребителя должна существовать принципиальная возможность выбора производителя или их совокупности. Электрические сети представляют собой особый субъект рыночных отношений, поскольку априорно являются элементом монополии. Оператор рынка - юридическое лицо (компания), представляющее управляющее звено на базе органов диспетчерского управления и осуществляющее организацию оперативно-технологического управления надежностью, устойчивостью, экономичностью и режимами электроэнергетической системы (ЭЭС), а также учет, анализ и разработку мероприятий по совершенствованию отношений между субъектами рынка. Элементами регулирования рыночных отношений являются тарифная политика; лицензирование деятельности, связанной с производством, передачей и оказанием услуг по распределению электроэнергии, а также обоснование размеров платы оператору рынка за организацию его функционирования.

Особенности современного развития общества вызывают необходимость пересмотра ранее сложившихся мнений о безусловном приоритете народнохозяйственных интересов [1]. Многообразие форм собственности и множество поттенциальных инвесторов выдвигают новые требования к оценке интересов каждого субъекта энергорынка.

В соответствии с общими экономическими положениями [2] взаимодействие субъектов в рыночных условиях должно обеспечивать равновесное состояние ресурсов в спросе и предложении. Введение почасовой оптимизации производства и потребления электроэнергии обеспечит максимум суммарного экономического эффекта от партнерства на рынке и максимум прибыли каждого субъекта при минимуме издержек. Купля-продажа электроэнергии и услуг осуществляется на основе системы договоров. В обобщенном виде методология формирования рыночных отношений может быть представлена как анализ последствий взаимодействия основных игроков на энергетическом рынке [3]. Оно осуществляется путем обмена натуральными (продажа и покупка электроэнергии), денежными (выплата налогов и рент, кредиты, страхование, дотирование) и информационными потоками (правила, регламентирующие поведение субъектов рынка). Хотя до настоящего времени математической теорией игр получены лишь общие принципы анализа экономических ситуаций, доказано, что при наличии определенных правил игры каждый ее участник (субъект рынка) может выбрать свою оптимальную стратегию, которая позволит в конкретных условиях получить максимально возможную прибыль.

Функции государства заключаются в выработке стратегии и проведении энергетической политики для страны в целом и регионов в частности. Поэтому можно отметить, что рыночные категории - это и удобные инструменты перспективного планирования [4].

К настоящему моменту в мире имеется несколько вариантов моделей рыночных отношений в электроэнергетике. Основные, наиболее развитые, это - централизованная модель (Франция, Испания, Англия (до национализации энергетики); брокерская или конкурентная (отдельные штаты США) и модель децентрализованного рынка (объединение западных энергосистем США, западно-европейское объединение энергосистем) [5]. Однако анализ их показал, что в чистом виде ни одна из них не может быть применена к структуре ЭЭС России. В реальных условиях функционирования электроэнергетики нашей страны в отличие от стран Западной Европы, США, Японии, практически нет свободных избыточных генерирующих мощностей и резервов пропускной способности системообразующих ЛЭП. Вопросы лицензирования деятельности субъектов рынка находятся на начальной стадии рассмотрения в соответствующих структурах и пока не решены. Цена на электроэнергию с одной стороны, по ряду чисто конъюнктурных причин, связанных с избирательными кампаниями всех уровней поддерживается в течение длительных сроков на одном уровне, что обостряет экономическую ситуацию в отрасли. С другой стороны, она практически не зависит от спроса и предложения, а определяется издержками, составляющими коммерческую тайну акционерных обществ и независимых производителей. Проконтролировать их в сложившихся условиях чрезвычайно сложно. Более того, тарифы на электроэнергию устанавливаются не производителями, а энергетическими комиссиями, что не способствует свободной конкуренции производителей. Поэтому АО-энерго заинтересованы в высоких ценах на электроэнергию. Естественно, что это отражается на ценах производимой в регионе продукции и, как следствие, определяет ее неконкурентоспособность на мировом рынке, вызывая целый комплекс серьезных последствий практически во всех отраслях и сферах хозяйства страны: рост неплатежей и инфляции, уменьшение доходов и банкротство предприятий (в том числе и энергоемких), повышение стоимости жизни, изменение доходов и расходов федерального и региональных бюджетов и т.д. [6].

Такое положение вынуждает потребителей к переходу на практически не контролируемые взаимозачетные и бартерные отношения, что приводит к заведомо завышенным ценам на энергоресурсы и энергоносители и (или) к увеличению доли неплатежей. Наличие небанковских форм расчетов, отсутствие методически обоснованной и законодательно утвержденной системы штрафных санкций за несвоевременные платежи не позволяют в полной мере реализовать принципы работы электроэнергетического рынка. Появляются промежуточные структуры, не относящиеся к энергорынку, но связанные с цепочками множества посредников, каждый из которых увеличивает цену реализуемой продукции. Дополнительно возникает проблема реализации ненадежных вексельных обязательств, оплата которых если и производится, то, как правило, по недопустимо низкому для продавца проценту.

Тенденции развития электроэнергетики во всем мире свидетельствуют о ходе объективного процесса объединения крупных территориальных, межгосударственных и даже межконтинентальных объединений с функциями инфраструктурной отрасли [2]. Основы эффективности их создания хорошо известны и складываются за счет сохранения целостности электроэнергетического комплекса страны, включая единую электроэнергетическую систему (ЕЭС), созданного несколькими поколениями; снижения инвестиций и потребностей в топливе; возможностей покупки электроэнергии более дешевых источников; взаимопомощи резервами; привлечения потребителей к управлению режимами и др. Наличие ЕЭС с высокой степенью автоматизации управления и грамотным персоналом послужили базой для плавной адаптации электроэнергетики к работе в условиях рынка. На этом основании и был создан Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ) при сохранении хозяйственной самостоятельности региональных АО-энерго и государственного регулирования тарифов. По сути это сфера купли-продажи электрической энергии (мощности), осуществляемой его субъектами в пределах ЕЭС России.

Однако, на современном этапе структура ФОРЭМ находится в стадии формирования и не подходит для решения многих финансовых и других системных проблем по целому ряду причин. Любой действующий рынок эффективен лишь тогда, когда он обеспечивает конкуренцию производителей. А в настоящее время операции по покупке и продаже электроэнергии и мощности производятся по монопольным ценам. Потребитель может получать электроэнергию только от “своего” естественного монополиста. Это обстоятельство требует тщательного контроля со стороны регулирующего органа. Поэтому возможной областью конкуренции на региональном уровне является лишь деятельность по сбыту электроэнергии. Кроме того это недостатки, связанные с особенностями структуры; нерациональным распределением функций управления; обоснованием объемов и объектов капиталовложений и рисков инвестиций; оценкой технико-экономических и социальных последствий при нарушении договорных условий производства, распределения и потребления электроэнергии и мощности.

Отдельно стоит вопрос, связанный с платой за транзит по системообразующим сетям и услуги диспетчерского управления. При обостряющемся дефиците генерирующих мощностей и пропускной способности ЛЭП, рост которого возможен по мере старения основного оборудования энергосистем и преодоления спада промышленного производства, говорить о самостоятельности региональных АО-энерго и тем более отдельных электростанций не приходится. Режим их работы в составе объединения определяет ОДУ (ЦДУ). Осуществление вывода на ФОРЭМ крупных региональных потребителей затруднено из-за необходимости заключения многосторонних договоров, основные положения которых отработаны недостаточно, а одним из “кабальных” на настоящий момент условий является 100% оплата в денежной форме. Региональным АО-энерго не выгодно, чтобы потребители переходили на ФОРЭМ. При этом теряется их прибыль, дефицит которой должен быть переложен на остальных потребителей, что приведет к еще большим потерям из-за возможных неплатежей и увеличения стоимости выпускаемой продукции. Кроме того совершенно не ясна модель оплаты услуг по передаче электроэнергии потребителям, перешедшим на ФОРЭМ, поскольку в этом случае используются сети разной принадлежности и физически невозможно связать электроэнергию, выработанную на какой-либо электростанции с конечным потребителем. Экспертные оценки показывают, что из-за несовершенства практических методик оценки услуг по передаче электроэнергии и монопольных прав владельца электрических сетей сумма затрат потребителя может даже возрасти по сравнению с его затратами на электроснабжение от региональной энергосистемы.

Абонентная плата за возмещение затрат на перетоки электроэнергии выплачивается пропорционально объемам регионального электропотребления и объемам электроэнергии, закупаемой на ФОРЭМ. С дефицитных энергосистем взимается большая плата, поэтому дефицит искусственно наращивается, чем подрывается их возможность развивать собственные генерирующие мощности. Избыточные системы получают при этом необоснованные преимущества. Однако определяются они не показателями их работы в рыночных условиях, а исторически сложившейся ситуацией развития производительных сил бывшего СССР.

Особо отметим, что переход к рыночным отношениям происходит в условиях достаточно высокого уровня неопределенности исходной информации. Этим определяется множество возможных направлений развития рыночных отношений с различной конкурентоспособностью вариантов при обязательном учете роста социальной активности населения. Поэтому подготовка и согласование решений по структуре и условиям функционирования рынка электроэнергии невозможна без комплекса прогнозных и аналитических работ по перспективному развитию энергетики регионов, создающих информационную базу для последующего управления.

При переходе к рыночной экономике могут возникнуть ситуации, в которых ради прибыльных краткосрочных мероприятий, увеличивается опасность рассогласования интересов субъектов рынка с макроэкономическими и социальными целями будущего [7]. Это обстоятельство не только может привести к популистским решениям, прогнозирующим не достаточно обоснованный быстрый технико-экономический эффект, но и существенно исказить перспективную политику формирования рынка не только в электроэнергетике. Так, в угоду корпоративным интересам и амбициям некоторых политиков, возможность неконтролируемого включения “выгодных” потребителей в списки “неотключаемых” наряду с “особо ответственными”, привела к обвальному росту неплатежей и увеличению долгов по всей технологической цепочке топливно-энергетического комплекса. В этой связи проблемы формирования и функционирования рынка электроэнергии тесно связаны с наличием и развитием как федерального, так и регионального энергетического законодательства, основу которого составляют правовые и экономические акты, регулирующие взаимоотношения субъектов рынка и отражающие сущность российской энергетики как части свободной, социально ориентированной экономики рыночного типа [5, 7].

Обобщая сказанное, можно утверждать, что рыночные механизмы развития и функционирования электроэнергетики РФ находятся в стадии формирования [8]. Реально продолжают свое существование конфронтационные формы взаимоотношений потребителей и поставщиков электроэнергии, оставшиеся от предыдущего директивного управления энергетикой. При фактическом отсутствии практики исследования развития рынка электроэнергии естественно обратиться к зарубежному опыту, который демонстрирует большое разнообразие методов исследования с использованием игровых подходов. Затратным критериям предпочитаются различные модификации принципа максимальной прибыли, а важнейшим условием стабильного действия рыночных рычагов в энергетике является согласованность мер по их регулированию [7]. Практически во всех странах энергокомпании располагают исключительными правами на монопольное электроснабжение потребителей на определенной территории. Эффективность электроснабжения повышается конкуренцией поставщиков топлива. Независимые производители успешно существуют совместно с крупными энергокомпаниями. Для крупных потребителей, имеющих собственные электростанции, вводятся ограничения по мощности, генерируемой ими на оптовый рынок [9]. Вместе с тем, даже в предложенной американскими экспертами программе реформирования российской энергетики отмечено, что при наличии ЕЭС обеспечивается рациональный уровень надежности и устойчивости ее функционирования, а рынок нужно развивать с наименьшими затратами, ограничиваясь на первом этапе разработкой законодательных мер по регулированию тарифов и созданием условий для конкуренции производителей.

Поскольку пройден лишь предварительный этап учреждения основных элементов рынка, переход к нему должен быть продолжен и развит в части адаптации к рыночным отношениям. Возможность их углубления требует дополнительного изучения и обоснования как на уровне региональных АО-энерго, так и всей ЭЭС. Однако вследствие большой инерционности систем энергетики и неопределенности состояния экономики это займет значительный временной отрезок, соизмеримый с периодами среднесрочных прогнозов развития ЭЭС. Темпы перехода определяются общегосударственными темпами создания рыночной инфраструктуры и подготовки квалифицированных кадров. Следует учесть, что такой переход ни в коей мере не может осуществляться административно-командными методами.

Анализ последствий преобразований, проведенных в последние годы в электроэнергетике, организационно-экономических механизмов функционирования ЭЭС и региональных энергосистем показал, что накоплен значительный интеллектуальный арсенал подходов, моделей, рекомендаций [10].Наличие таких документов, как Постановление Правительства РФ “О ФОРЭМ” от 12.07.1996г.; “Временные правила работы ФОРЭМ”; “Порядок вывода на ФОРЭМ энергоемких организаций-потребителей”; “Временный порядок применения тарифов на электрическую энергию (мощность) на ФОРЭМ”; “Методика расчета тарифов на электрическую энергию (мощность), используемых в договорах на продажу электрической энергии (мощности), заключаемых оператором ФОРЭМ”; “Особенности формирования тарифов на оптовую куплю-продажу электрической и тепловой энергии между энергоснабжающими организациями (продавцами и покупателями)”; “Порядок утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ”; “Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории РФ”; “О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в электроэнергетике и доведении уровня тарифов на электрическую энергию для населения до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения” и других свидетельствует о значительных сдвигах в области перехода к цивилизованному рынку. Создание ФОРЭМ потребовало внесения в диспетчерское управление ЭЭС коммерческих функций. В этих целях в ЦДУ и ОДУ созданы службы коммерческой оптимизации режимов. При этом становится возможным стимулирование потребителя к своевременной оплате потребленной электроэнергии путем соответствующего изменения квот на ее потребление, а поставщика - к снижению тарифов путем преимущественного выделения квот на более дешевую электроэнергию потребителям, своевременно оплачивающим электропотребление.

Отличительная особенность предлагаемого развития рыночных отношений в электроэнергетике состоит в формировании их на принципах системного подхода к взаимоотношениям субъектов энергетического рынка. Основа его - в применении методов исследования развития и функционирования больших технико-экономических систем. Представление рынка как иерархической информационно-управляющей адаптивной структуры согласования экономических интересов государства, поставщиков и потребителей электроэнергии позволяет выделить основные приоритеты его функционирования при существующей структуре управления. В качестве одного из них является исследование, разработка и совершенствование систем договорных отношений между субъектами рынка. Договор должен предусматривать экономически обоснованную компенсацию за критические режимы в ЭЭС. Отметим, что отдельные режимы могут быть физически осуществлены, но связаны с такими перегрузками, которые потребуют больших ремонтных затрат или существенно понизят надежность электроснабжения. Необходимость компенсации дополнительных затрат сблизит представления субъектов рынка электроэнергии о технических возможностях электрических станций, сетей, энергосистемы в целом и потребителей. В неаварийных ситуациях, когда есть время для оценки состояния ЭЭС, допустима аукционная форма корректировки договоров. При назревающем дефиците оператор рынка последовательно изменяет цену на момент ожидаемого дефицита, пока какой-либо производитель и (или) потребитель (или их совокупность) не откликнутся предложением перестроить свою работу (ускорить окончание ремонта, поднять мощность, отключить нагрузку). Наконец, должна быть предусмотрена корректировка договоров и на отдаленную перспективу. Это длительная работа, включающая итерационную увязку возможных тарифов, ожидаемого спроса мощности и энергии, режимов ЭЭС и отдельных электростанций, крупных и ответственных потребителей электроэнергии.

Вторым эффективным направлением перехода к цивилизованным рыночным отношениям в электроэнергетике является разработка и поэтапное введение рыночного механизма формирования экономически и социально обоснованных тарифов, дифференцированных по времени суток, дням недели, сезонам года, уровням напряжения и его качества, объемам электропотребления, надежности электроснабжения потребителей. Переход к ним связан с проблемными и методическими разработками основ расчета тарифов и услуг; упорядочением системы льгот с поэтапной заменой их на государственные адресные субсидии; модернизацией и развитием систем автоматизированного контроля и управления электропотреблением и перетоками электрической мощности; организацией системного и регионального маркетинга. При этом можно ожидать рост прибыли не только в связи с оптимизацией тарифной политики, но и из-за сокращения взаимозачетов и бартерных операций.

ВЫВОД

Рынок электроэнергии должен представлять собой адаптивный механизм в пространстве управления физическими, финансовыми и информационными потоками между его субъектами при балансе их интересов на основе договорных отношений, достоверной информации и инструментального обеспечения.

Папков Б.В.