Никитин О.А., канд. техн. наук,
ОАО ХК «Электрозавод»
Электроэнергетика России как одна из базовых областей экономики
страны была практически сформирована к середине 80-х годов и представляет
собой часть Единой Энергетической Системы бывшего СССР.
Надежность и высокая экономичность функционирования крупнейшей
энергетической системы обеспечивается разработанной и созданной
отечественной сбалансированной системой генерации и транспорта электроэнергии.
На сегодня техническое состояние оборудования в электроэнергетике
оценивается как критическое по причинам физического и морального
износа. По данным РАО «ЕЭС России» около 45% установленного парка
трансформаторов и реакторов превысило ресурсный срок эксплуатации.
К 2015 году более 60% трансформаторного оборудования выработают
свой ресурс и потребуют замены. Это в равной мере касается и сетевого
электрооборудования.
Понятно, что в современных экономических условиях говорить о скорой
замене всего выработавшего ресурс трансформаторного оборудования
не приходится. В связи с этим достаточно остро стоит вопрос о выработке
следующих подходов:
- во-первых, к оценке работоспособности оборудования за пределами
номинального срока эксплуатации, формированию единого подхода
к определению остаточного ресурса и подготовке рекомендаций по
последующему техническому обслуживанию такого оборудования;
- во-вторых, к экономической целесообразности эксплуатации морально
устаревшего оборудования и разработке принципиально нового, технически
совершенного электротехнического оборудования.
Что касается аспекта разработки научных основ и практической реализации
определения допустимых масштабов вынужденного продления сроков службы
высоковольтного оборудования, он достаточно подробно изложен в [1].
Задача заключается в том, чтобы из группы старого оборудования
выделить ту часть, которая может проработать надежно еще какое-то
время, например, 5 лет. Численная оценка остаточного ресурса конкретного
экземпляра оборудования представляет собой важную научную и практическую
задачу. Разработан ряд различных подходов, основанных на анализе
результатов периодического контроля состояния трансформаторного
оборудования, позволяющих получить оценки остаточного ресурса оборудования
достаточно близкими к фактическим. Дальнейшая работа по оценке остаточного
ресурса оборудования должна проводиться в тесном контакте с энергосистемами
России.
Что касается экономической целесообразности эксплуатации морально
устаревшего оборудования – подход неоднозначный.
Снижение потерь и расходов на эксплуатацию трансформаторов связано
с оптимизацией их конструкции, с применением современных и более
высококачественных материалов и комплектующих, со значительными
дополнительными затратами, то есть с увеличением их стоимости. Отсутствие
в энергетических системах России практики оценки годовых затрат
у потребителя силовых трансформаторов с учетом всех факторов, включая
стоимость потерь, отнюдь не стимулирует фирмы-изготовители трансформаторов
совершенствовать конструкции, а сами энергопредприятия заменять
выработавшие ресурс трансформаторы производства 50-70 годов прошлого
века на новые, с улучшенными характеристиками, со значительно более
низкими потерями, более надежные в эксплуатации.
Россия в 90-е годы практически перешла на путь рыночных реформ.
Большинство ведущих менеджеров энергетических компаний анонсируют
критерии выбора оборудования при покупке – надежность и минимальные
эксплуатационные затраты.
Однако на деле основным критерием при покупке трансформаторов является
только цена, да и заменять морально устаревшее оборудование на энергопредприятиях
не спешат, считая, что выгоднее произвести ремонт.
Ведущие зарубежные энергетические компании при проведении тендеров
на поставку силовых трансформаторов указывают методику расчета годовых
затрат у потребителя Зг, учитывающую цену трансформатора (капитализированные
затраты Зк) и годовую стоимость потерь Зп, то есть:
Зг=Зк+Зп
Величина Зк определяется ценой трансформатора, умноженной на коэффициент,
учитывающий амортизационные отчисления за установленный срок (принимается
обычно 0,1).
Годовая стоимость потерь Зп определяется стоимостью 1 кВт-ч, величиной
потерь холостого хода и короткого замыкания, числом часов включения
в год трансформаторов на холостом ход/и продолжительностью нагрузки,
эквивалентной максимальной (для блочных трансформаторов принимается
соответственно 8000 и 5000 часов).
На примере повышающего автотрансформатора 138 МВА, 220 кВ, установленного
на Иркутской ГЭС, можно оценить эффективность замены трансформатора
выпуска 50-тых годов на новый с уменьшенными потерями.*
В таблице приведены капитализированные затраты и стоимости потерь
повышающего автотрансформатора АОДЦТ-138000/220/110 (производство
1956 год) и нового, изготовленного в ОАО ХК «Электрозавод» в 2001г.
При расчете стоимости потерь цена 1 кВт-ч принималась равной 0,02
долл. При расчете капитализированных затрат кроме стоимости трансформатора
учитывалась стоимость перевозки и монтажа.
Характеристики повышающего автотрансформатора АОДЦТ-138000/220/110
Иркутской ГЭС
Характеристики |
АОДЦТ-
138000/220/110 |
1956г. |
2001
г. |
Номинальные
напряжения, кВ |
НН |
13,8 |
СН |
121Ö
3 |
ВН |
242Ö
3 |
Номинальные
мощности,
кВА |
НН |
69 |
СН |
100 |
ВН |
138 |
Потери
холостого хода, кВт |
200 |
42 |
Потери
короткого замыкания, кВт |
512 |
400 |
Годовая
стоимость потерь Зп , долл. |
80620 |
42000 |
Капитализированные
затраты Зк , долл. |
– |
60500 |
Из таблицы видно, что только за счет снижения потерь установка
нового автотрансформатора окупается за 1,5 года.
После развала СССР значительная част предприятий-изготовителей,
работавших в условия: сложившейся в стране специализации производств;
трансформаторного оборудования, оказалась за пре делами России,
превратившись в заводы-конкуренты Перед Российскими производителями
возникла не легкая задача – освоить производство новых для себя
видов оборудования, обеспечивающего бесперебойную экономичную работу
энергосистемы страны.
Необходимо отметить, что с первой частью задачи российские производители
справились достаточно успешно. Существенно расширена номенклатуре
таких ведущих производителей, как Уралэлектротяжмаш, ОАО «Электрозавод»,
Свердловского завода трансформаторов тока, Самарского трансформаторного
завода, Алтранса и др., освоивших производство многих видов продукции,
выпускавшейся в Запорожье и Минске.
Основными направлениями при разработке новых силовых трансформаторов,
определяющими их технический уровень, являются снижение потерь электроэнергии,
повышение надежности, улучшение массо-габаритных характеристик,
снижение монтажных и эксплуатационных затрат.
Однако разработка и освоение производства трансформаторов современного
уровня требуют значительных материальных затрат, связанных с техническим
переоснащением технологических мощностей, поисковыми и исследовательскими
работами, выбором современных материалов, поисками новых поставщиков.
К сожалению, в настоящее время реализация прогрессивных технических
решений для производителей силовых трансформаторов экономически
нецелесообразна, так как ведет к увеличению стоимости изделий.
Несомненно, в условиях дефицита средств на модернизацию и замену
оборудования подход к решению проблемы в каждом конкретном случае
должен быть индивидуальным. Но надежность, низкий уровень потерь
электроэнергии и минимальные эксплуатационные затраты должны стать
основными критериями при решении вопроса о замене оборудования в
энергосистемах и при разработке и освоении производства новых трансформаторов
всех классов напряжений.
|