Электротехнический портал Элекаб - справочник электрика, энергетика.

О проекте
Авторам
Реклама на портале

 
Главная | Справочник | Схемотека | Нормативы | Форум | Статьи | Выставки | Пресс-релизы |
Главная >> Обзоры. Статьи. Информация. >> Электротехника. >> Опыт и проблемы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Опыт и проблемы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Ценообразование на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации на сегодняшний день базируется на нескольких федеральных законах, ключевыми из которых являются ФЗ-41 от 14 апреля 1995 года (с последующими изменениями) “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации”, ФЗ-147 от 17 августа 1995 года “О естественных монополиях” (с последующими изменениями), ФЗ -28 от 3 апреля 1996 года “Об энергосбережении” (с последующими изменениями), ФЗ-36 от 26 марта 2003 года “Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходной период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об электроэнергетике”, ФЗ-35 “Об электроэнергетике” от 26 марта 2003 года.

Практически весь прошлый год и начало этого года обсуждался вопрос - кто должен регулировать тарифы на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке — центр или регионы, восторжествовал здравый смысл и данное регулирование осталось на уровне регионов.

Процесс установления тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2003 год в Республике Башкортостан прошел без особых проблем, которые были присущи для некоторых регионов России, особенно с принятием Федерального закона ФЗ -6 “О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации” от 10 января 2003 года, который определял порядок установления предельных уровней тарифов на тепловую и электрическую энергию в регламенте подготовки в 2003 году бюджетов очередного 2004 года. Согласно ему “Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом”.

Учитывая, что 6-ФЗ был принят и введен в действие после принятия Федерального закона “О федеральном бюджете на 2003 год” от 24.12.2002 г. №176-ФЗ, то при регулировании тарифов на 2003 год он не мог быть учтен, в связи с тем, что не имеет обратной силы. Закон Республики Башкортостан “О республиканском бюджете Республики Башкортостан на 2003 год” принят 26 декабря 2002 года и изменения в него не могли быть внесены, так как закон 6-ФЗ был принят только 10 января 2003 года.

Несмотря на то, что Правительством РФ в прошлом году не было принято правительственное решение о предельном росте тарифов на 2003 год в виде постановления или распоряжения, а был лишь протокол от 11 декабря 2002 года об ограничении роста тарифов на электрическую и тепловую энергию в среднем по России на уровне 14%, носящий скорее рекомендательный характер, РЭКом Республики Башкортостан было предложено среднее изменение тарифов по ОАО “Башкирэнерго” на 14%, которое было поддержано Правительством Республики Башкортостан. Хотя для нормального функционирования энергосистемы республики по расчетам требовалось повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию в среднем на 22,7%. Следует отметить, что в регионах России рост тарифов на электрическую и тепловую доходил до 50-70%.

В 2003 году уровень тарифов на электрическую и тепловую энергию ОАО “Башкирэнерго” входит в десятку самых низких в России. В последние годы Региональной энергетической комиссией Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан удерживались одни из самых низких тарифов в Поволжье и Урале. Тарифы на электроэнергию и теплоэнергию на 13% ниже среднероссийских показателей. В Республике Башкортостан 1 кВтч стоит 63,3 коп. Нас любят сравнивать с Татарстаном - в этом году тарифы на электрическую энергию для населения в Татарстане, независимо — город или село 73 коп. за 1 кВтч, у нас на селе 47 коп за 1 кВтч, в городе 63 коп. за 1 кВтч. На следующий год разрыв будет еще существенней.

Однако несмотря на это мы вынуждены были защищать и защитили как экономически обоснованный установленные тарифы на 2003 год в ФЭК России, куда нас пригласили в марте месяце. В соответствии с Программой ликвидации перекрестного субсидирования темпы роста тарифов для населения были установлены немного выше 14%, но обоснованно. Доказали мы и республиканской прокуратуре, что уровень роста тарифов на 2003 год экономически обоснован и не нарушает ни одного закона.

Сейчас идет процесс подготовки расчетов тарифов на большую энергетику на следующий год. В среднем по России рост тарифов составит только 13%. Для нашей республики, с учетом того, что в предыдущие периоды времени осуществлялось жесткое регулирование, ФЭК России установил более высокие планки предельного роста тарифов - на электрическую энергию - на 15%, на тепловую энергию - на 16%. Уровень рентабельности составит всего 6,4%. Этого уровня явно недостаточно для успешной деятельности ОАО “Башкирэнерго”. Рост тарифов целесообразнее устанавливать в абсолютных величинах, а не в процентах, потому что разные энергосистемы имеют разную тарифную базу.

Основным нормативным документом по регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию является постановление Правительства РФ от 2 апреля 2002 года №226 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии”. Данным документом утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии и Правила государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. Нормативная база регулирования также основывается на решениях Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации. Данные документы обязательны для исполнения на территории России всеми энергоснабжающими организациями и регулирующими органами.

В недавнем прошлом Республика Башкортостан в вопросах регулирования тарифов на тепловую энергию имела свои особенности, в том числе: РЭК Республики Башкортостан как юридическое лицо было создано в первой половине 2002 г. До появления данного органа его функции несли на общественных началах энергетическая комиссия при Кабинете Министров Республики Башкортостан и антимонопольный блок Министерства экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан.

Какая работа проделана РЭК Республики Башкортостан по развитию нормативной базы? Прежде всего создан республиканский Реестр энергоснабжающих организаций, подлежащих государственному регулированию, и ведется активная работа по его дальнейшему формированию.

Правительство Республики Башкортостан поддержало предложения РЭК Республики Башкортостан о приведении нормативной базы регулирования естественных монополий к действующей в России, были приняты соответствующие правительственные решения. В настоящее время нормативная база регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Башкортостане приведена в соответствие Основам ценообразования на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.

Практика показывает, что решение Правительства Республики Башкортостан о передаче РЭК Республики Башкортостан новых полномочий по регулированию тарифов и цен в январе этого года, в том числе на водоснабжение и водоотведение было совершенно обоснованным и правильным. В ходе регулирования тарифов мы сталкивались с ситуацией, когда местные органы власти повышали стоимость воды чуть ли не в разы, а нам приходилось все это учитывать в тарифах на тепловую энергию. Сосредоточение в одном органе функций по регулированию тарифов на услуги естественных монополий региона позволяет осуществлять скоординированные действия и в конечном итоге минимизировать действие региональных факторов роста тарифов на услуги естественных монополий.

Также одной из особенностей нашей комиссии является активное сотрудничество со всеми ведущими министерствами и ведомствами, позволяющее устанавливать полноценные, экономически обоснованные тарифы на услуги естественных монополий. Во-первых, нам удалось сохранить в составе Правления энергетической комиссии представителей ведущих министерств и ведомств, участвующих в процессе регулирования тарифов. Также при РЭК активно действует экспертный совет, куда входят представители как потребителей, так и производителей услуг сферы естественной монополии. Любое решение проходит предварительную экспертизу у специалистов.

Следует отметить, что законодательная и нормативная база по регулированию тарифов на услуги естественных монополий постоянно совершенствуется.

Исчезло из законодательства выражение — региональная энергетическая комиссия - теперь она называется орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Но мы пока не видим необходимости менять название органа, занимающегося регулированием естественных монополий на региональном уровне.

Принятые новые поправки в законодательство о регулировании тарифов существенно ужесточают этот процесс. Прежде всего тарифы могут изменяться только раз в году. Также введено предварительное согласование изменения уровня тарифов в регионах с федеральным органом.

Также законодательно принято решение, что теперь региональные органы исполнительной власти регулируют тарифы на тепловую энергию не только для большой энергетики и немуниципальных энергоснабжающих организаций, но и для муниципальных организаций, то есть для всех энергоснабжающих организаций на региональном уровне. Это огромный фронт работы. Но то, что она теперь будет сконцентрирована в одном органе дает основания полагать, что не будет резких колебаний тарифов на тепло для одинаковых котельных. Будет профессиональный подход к регулированию тарифов.

Надо честно сказать, что нас тревожила статистика по муниципальным котельным. Она показывала, что годовой рост тарифов на тепловую энергию в городах и районах республики существенно больше, чем для большой энергетики.

Если взглянуть на статистику за прошлый год - мы увидим следующую картину. В 2002 году рост тарифов составил:

- на тепловую энергию 53,9%;

- на водоснабжение и канализацию 50%;

- на горячее водоснабжение 29,6%.

Хотя рост тарифов на тепловую энергию в системе ОАО “Башкирэнерго” составил в 2002 году только 12,5%.

Значит росту тарифов на тепловую энергию у нас способствуют системы вне ОАО “Башкирэнерго”, т.е. коммунальная энергетика.

Далеко за примерами ходить не надо. Возьмем г.Уфу, Уфимское предприятие тепловых сетей. Себестоимость тепловой энергии в 2002 году по УПТС составляла 152,5 руб. за 1 Гкал, в том числе собственных котельных 221,8 руб. за 1 Гкал. В том числе у него были котельные, где себестоимость составляла 6085,4 руб. за 1Гкал, 2278,0 руб. за 1Гкал. и т. д. Тариф же на получаемое тепло от ОАО “Башкирэнерго” составлял всего 66 рублей за 1 Гкал. Возникает вопрос - а работают ли рыночные механизмы в этой системе?

На этот год на покупное тепло от ОАО “Башкирэнерго” утвержден тариф в 78 рублей, хотя по всем выкладкам для ОАО “Башкирэнерго” только себестоимость производства тепловой энергии по топливной составляющей как минимум составляет 105 рублей.

Еще самые болевые точки при регулировании тарифа на тепловую энергию - это затраты на ремонт, затраты на топливо и потери тепловой энергии. Если в электроэнергетике коммерческий учет налажен, то при реализации тепловой энергии учет поставлен недостаточно. Используются дедовские методы расчета. Этот вопрос встает очень остро.

Почему система работает за счет ОАО? Почему не идет закрытие расточительных котельных? Почему существует такая картина?

Хотим или нет, жизнь заставит изменить существующие подходы.

Также затратный механизм ценообразования сильно развратил локальные естественные монополии, еще бы - все затраты относились на тарифы. Теперь этого не будет. Затраты должны быть экономически и технически обоснованы. Только тогда они найдут свое отражение в цене.

Вся существующая система установления тарифов на услуги естественной монополии базируется на принципе “затраты +”. Энергоснабжающие организации доказывают, что затраты выросли, при этом существенно. Задача РЭК доказать, что затраты выросли меньше представленных расчетов. Комиссия устанавливает обоснованную величину тарифа, удовлетворяющую как энергоснабжающую организацию, промышленных потребителей и население.

Процесс регулирования тарифов - очень сложный процесс. Необходимо найти золотую середину, которая устроит как потребителей энергии, так и производителей. Потребители всегда убеждены, что тарифы на электро- и теплоэнергию слишком дороги и завышены и должны быть дешевле. Энергетики всегда убеждены, что тарифы слишком низки и не позволяют компенсировать их производственные затраты, реализовывать инвестиционную политику, финансировать строительство новых энергетических объектов, обновлять и модернизировать фонды.

Задача региональной энергетической комиссии - найти компромиссный вариант, когда тарифы для потребителей будут минимальны и для естественной монополии приемлемы для удовлетворения потребностей потребителей в полном объеме. Нашей комиссии пока решать такую задачу удается.

На сегодняшний день все сильнее раздаются голоса о том, что необходимо уходить от системы регулирования естественных монополий “затраты+” к системе “инфляция-”. Это будет революционный прорыв в регулировании монополий. Тем более глобальные шаги в этом направлении уже сделаны, когда от ежеквартального регулирования тарифов в регионах перешли к ежегодному. У нас есть опыт, когда тарифы не менялись в периоды до двух лет. Надо уходить от системы, когда тарифы заведомо ориентированы только на инфляцию. Например, в Великобритании уже десятилетие ежегодно происходит снижение тарифов на электроэнергию на 2%. И это нормально.

В регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию нужны новые подходы, особенно в свете происходящих реформ.

При регулировании тарифов на поверхность вылезают все текущие и накопившиеся проблемы в области энергоснабжения. В последние годы их накопилось немало. Самое главное - это искажение реальной стоимости электроэнергии для групп потребителей - занижение тарифов для одних групп потребителей и наоборот - завышение тарифов для промышленности. Это огромный в масштабах страны административный барьер, тормозящий развитие как промышленности, так и экономики в целом, принесший гораздо больше вреда, чем пользы. Последние десять лет тарифы для населения, сельхозпотребителей, коммунального хозяйства, железнодорожного транспорта искусственно занижались и разница перекладывалась на промышленность.

Объективно тарифы на электроэнергию для населения существенно дороже, чем для промышленности. Ведь если промышленное предприятие забирает электроэнергию на высоком напряжении, например, 500 или 110 киловольт, то для того, чтобы доставить электроэнергию до населения ее надо многократно трансформировать по сетям до 0,4 киловольта. А ведь на транспортировку электроэнергии по сетям приходятся основные расходы. Установленный тариф на электроэнергию на низком напряжении для населения составляет около двух рублей, фактический тариф составляет 63 и 47 коп. за 1 кВтч.

Следующий момент. Рассмотрим алгоритм действия перекрестного субсидирования. Уменьшается прибыль промышленного и приравненного к нему предприятия. Соответственно уменьшаются ресурсы для роста зарплаты работающих, увеличения рабочих мест, модернизации производства и роста промышленного производства.

Соответственно промышленные потребители, которые потребляют львиную долю электроэнергии, вынуждены предъявлять меньший спрос на электроэнергию. А это в свою очередь бьет и энергетиков.

За годы реформ потребление электроэнергии и тепла значительно упало, многие мощности стали избыточными. Но ведь технология производства электроэнергии такова, что нельзя подряд останавливать все агрегаты. Нарастить в будущем мощности будет гораздо сложнее.

Законодательством перекрестное субсидирование запрещено с 1995 года. Сегодня завершается 2003 год, а оно как было так и остается. Возрос только его объем. Уровень перекрестного субсидирования по энергосистемам составляет 2,5 млрд. руб., Оренбургэнерго - 2,5 млрд. руб., Челябэнерго - 1,8 млрд. руб., ОАО “Башкирэнерго” - 2,1 млрд.руб.

Мы разработали проект ликвидации перекрестного субсидирования. Он сейчас находится на стадии согласования. Мы предполагаем уйти от практики перекрестного субсидирования в течение 3-4 лет. Если будет продолжаться предыдущая практика перекрестного субсидирования, то никакая реформа в электроэнергетике не пойдет. Ведь с переходом на свободную поставку электроэнергии любой промышленный потребитель электроэнергии должен иметь возможность купить любой объем энергии у любого поставщика.

По прогнозу ФЭК России перекрестное субсидирование в энергетике сохранится на 5-6 лет, хотя Председатель ФЭК России Г.П. Кутовой дает и более оптимистичные прогнозы - 2 года, но если экономический рост России будет ежегодно не менее 6%.

Согласно российских правительственных решений перекрестное субсидирование в энергетике должно было быть ликвидировано еще в 2000 году. ФЭК России в этом году подготовлены поправки в постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 года “О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в электроэнергетике”. В данном проекте предлагается, что “перекрестное субсидирование населения другими группами потребителей полностью прекратится до завершения переходного периода реформирования в электроэнергетике. Согласно принятым в этом году законам о реформе в электроэнергетике решение о прекращении государственного регулирования тарифов на электрическую энергию принимает правительство.

До возникновения свободного рынка новые потребители смогут выходить на оптовый рынок только в том случае, если они участвуют в финансировании региональной программы ликвидации перекрестного субсидирования. Уход потребителя на ФОРЭМ не должен повлечь перекладывания его бремени по финансированию перекрестного субсидирования на остающихся потребителей региона.

В настоящее время практика в регионах России показывает, что уход крупных потребителей на ФОРЭМ ведет либо к росту тарифов для остающихся потребителей, либо к убыткам энергосистем.

Мировая практика показывает, что тарифы на услуги естественных монополий должны быть реальными. Даже во времена существования Советского Союза тариф на электроэнергию для населения составлял 4 копейки, тогда как для промышленности меньше 2 копеек.

Другое дело - вопрос предоставления льгот для отдельных категорий населения.

В этом году ФЭК России предлагает устанавливать тарифы на электрическую энергию для населения в двух вариантах - льготный тариф, действовавший до настоящего времени тариф может возрасти до предельного уровня, установленного ФЭК России, но только для социальной нормы, у нас она составит около 200 кВтч для семьи, а сверх этих норм предлагается устанавливать экономически обоснованные тарифы, то есть реальные. Этот вид тарифа может коснуться тех потребителей, которые имеют коттеджи, загородные дома, излишнюю площадь, домашнее производство. Это первый шаг по реализации программы перекрестного субсидирования.

Экономически обоснованный тариф на электроэнергию покажет реальную стоимость электроэнергии. Для популистов обозначит цену, которую платит промышленность за дешевую электроэнергию, а в конечном итоге общество, тормозя свое экономическое развитие. Для населения - заставит задуматься о том, что энергия - на самом деле дорогая, а дешевая может исчезнуть, и пора заняться энерго- и ресурсосбережением.

Начавшийся процесс реформирования электроэнергетики серьезно увеличивает объемы работы регулирующего органа еще в другом направлении. В соответствии с законодательством с 1 января 2005 года всем юридическим лицам будет запрещено совмещение деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии. Если с “большой” энергетикой более-менее все ясно, то с “малой” энергетикой масса вопросов. На территории любого региона России электрическую энергию до. потребителей доставляют региональные сетевые компании, так называемые “оптовые потребители-перепродавцы”. Основная масса их существует в форме муниципальных унитарных предприятий, занимающихся покупкой, транспортировкой и сбытом электрической энергии потребителям. Потребителями в основном выступают население, сельскохозяйственные предприятия, объекты социальной сферы. Многие предприятия имеют многомиллионные долги, связанные с неплатежами потребителей, в частности сельскохозяйственных предприятий.

РЭК Республики Башкортостан поддержала предложение ОАО “Башкирэнерго” о переходе на прямые поставки электрической и тепловой энергии. Подготовлен и направлен на согласование соответствующий нормативный документ. Для перепродавца остается функция транзита электро- или теплоэнергии (и он превращается в транзитника), а функция сбыта переходит непосредственно в сбытовую компанию.

Острой проблемой, которую надо решать оперативно, является проблема учета электроэнергии и особенно тепловой энергии. Появилось даже теперь модное слово - “коммерческие потери”. Это же, если прямо сказать, воровство. А почему мы их должны учитывать при расчете тарифов на электрическую и тепловую энергию? В методике ФЭК России еще в прошлом году также предполагалось учитывать такие потери. Но в этом году в изменениях к 49 постановлению ФЭК России, такое понятие уже исключено. А ведь по факту только прошлого года по АО-энерго коммерческие потери достигали 340,2 млн.кВтч. или 1,4% общей выработки электроэнергии.

Остановимся еще на двух моментах. Как при регулировании тарифов мы пытаемся также акцентировать внимание и на проблемах энергосбережения. Во-первых, РЭК с февраля текущего года в республике для всех энергоснабжающих организаций введен энергетический паспорт котельной. Он разослан всем энергоснабжающим организациям, находящимся в Реестре энергоснабжающих организаций, подлежащих государственному регулированию, а также местным администрациям.

Для ЭСО при утверждении тарифа на тепловую энергию, расчеты без предоставления энергетического паспорта просто не принимаются.

Рассказывать про достоинства энергопаспорта излишне, они очевидны и заставляют работать предприятия по энергосбережению. Правда, есть и такой момент: нас уже попытались обвинить в том, что они недоступны и сложны для работников котельных, они не могут их заполнить.

РЭК буквально завален просьбами потребителей о предоставлении льгот по тепловой или электрической энергии. Никто не думает, как бы сберечь тепло (практика показывает, что элементарное энергообследование дает возможность экономии до 30%), а продолжается стремление заполучить тепло подешевле. За счет кого? Это неважно.

Одними из очевидных шагов будут мероприятия по наведению порядка по учету тепла. Дальнейшим шагом после введения энергопаспорта котельной стало введение энергопаспортов бюджетных организаций. Энергообследования в Орджоникидзевском районе г. Уфы показали, что эффект энергосбережения составил в среднем 30%. Затраты на энергетическое обследование окупились и принесли многократный экономический эффект. На выходе находится еще целый ряд энергопаспортов. Все эти документы являются началом реализации республиканской Программы энергосбережения на 2003 – 2005 годы.

Есть необходимость введения для определенных категорий как потребителей, так и производителей обязательного энергетического обследования. В отдельных регионах России есть положительный опыт, который мы собираемся применять. Касаясь энергосбережения, следует отметить только одну деталь, что энергоемкость в России в три раза выше мировых стандартов. И наша совместная задача - снижать ее до этих стандартов. Энергия стоит больших денег, это мы должны начать понимать и бережно относиться к этому ресурсу. И соответственным должен быть подход к удешевлению производства тепла Само собой разумеется, что должны осуществить энергообследование все потребители топлива с объемом более 6 т.у.т.

РЭК также работает в настоящее время над созданием механизма финансирования энергосберегающих проектов и программ. Мы изучили опыт регионов России, отобрали наиболее на наш взгляд оптимальные. Нам понравился опыт г.Москвы, Саратовской области, Удмуртии. Проект предусматривает внедрение тарифов экономического развития и финансирование мероприятий по энергосбережению через данные тарифы.

Будет продолжена работа по созданию новой Программы энергосбережения Республики Башкортостан на 2006-2010 годы.