Маслонаполненные кабели применяются на гидроэлектростанциях
для соединения повысительных трансформаторов с ОРУ в тех случаях,
когда выполнение этой связи воздушной линией затруднено. Маслонаполненными
называются силовые кабели с бумажной пропитанной изоляцией, пустоты
в которой заполнены маслом под постоянным избыточ ным давлением.
В зависимости от избыточного давления масла маслонаполненые кабели
подразделаются на кабели среднего давления (до 0,3 МЛа) и кабели
высокого давления (до 1,6 МПа).
Кабель МВДТ (маслонаполненный высокого давления для прокладки в
трубах) изготавливается для напряжения 220 кВ одножильным с жилой
из меди сечением от 300 до 700 мм, а для напряжения 330 и 500 кВ
по специальным техническим условиям.
Маслонаполненные кабели среднего давления изготавливаются одножильными
в постоянной свинцовой оболочке с каналом в центре жилы для циркуляции
масла. Кабели высокого давления изготовляются без канала в центре
жилы во временной свинцовой оболочке, снимаемой с кабеля при его
прокладке. Кабели высокого давления прокладываются в стальных трубах.
Трубопровод кабельной линии сваривается из стальных бесшовных труб
длиной 9—12 м. Для поддержания давления масла в пределах 1,2—1,6
МПа служит автоматическая подпитывающая установка, состоящая из
бака хранения масла под вакуумом, нагнетательного насоса с обратным
клапаном и приборов автоматики и контроля. Кабели высокого давления
обладают весьма высокой электрической и механической стойкостью
при вибрациях.
Прокладка кабельной линии высокого давления осуществляется в стальном
трубопроводе, в котором три одножильных кабеля располагаются по
сторонам равностороннего треугольника (рис. 5.14). Стальной трубопровод
с кабелями, заполненный маслом, называется кабелепроводом. Прокладка
кабелепроводов осуществляется в зависимости от местных условий и
в соответствии с проектом в траншеях, туннелях или закрытых галереях.
Рис.5.14. Маслонаполненный кабель высокого давления в стальном трубопроводе:
1—одножильный кабельмарки МВДТ; 2 — масло С-220; 3 — стальной трубопровод;
4 — антикоррозийный покров трубопровода
Маслонаполненные кабели от трансформаторов, установленных под землей,
к РУ повышенных напряжений прокладываются в специальных отсеках
вертикальных или наклонных шахт либо в галереях вдоль транспортного
туннеля с креплением к потолку на металлических подвесах.
Строительная длина кабеля 200—300 м определяется железнодорожными
габаритами при перевозке кабельного барабана на обычных железнодорожных
платформах, но может быть увеличена до 400—420 м при перевозке его
в металлических барабанах на специальных платформах.
Внутренняя поверхность труб кабелепровода окрашивается специальными
лаками. Наружная поверхность тщательно гидроизолируется, на нее
наносится покрытие для предохранения металла от электрической и
химической коррозии. Трубопровод испытывается на герметичность.
Для выполнения работ по подготовке и обработке труб электромонтажный
участок должен иметь трубозаготовительную базу, оборудованную следующими
устройствами: стендом для очистки труб, стендом для тампонирования
труб, стендом для окраски внутренней поверхности труб, стеллажами
для сушки и наружной окраски труб, стендом для гнутья труб, стендом
для антикоррозийной окраски труб (при прокладке кабелепровода в
земле).
До начала прокладки кабеля необходимо обеспечить наличие на месте
работ комплекта приспособлений и механизмов, необходимых для протяжки
кабеля в трубопроводы [1]. Монтаж маслонаполненой кабельной линии
включает в себя работы по подготовке и обработке труб на трубо-заготовительной
базе, транспортировке труб на трассу кабелепровода, проктадке, сварке
и креплению трубопровода, развозке и установке барабанов с кабелем,
снятию свинцовой оболочки с кабеля и протяжке его через трубопровод,
монтажу концевых и соединительных муфт, монтажу маслоподпитываюшего
устройства и присоединению к нему кабелепровода, вакуумированию
линии, дополнительной очистке и дегазации масла и заливке кабельной
линии маслом.
Кабели могут выпускаться и без свинцовой оболочки, взамен которой
на них наматывается влагозащитная лента. Такие кабели транспортируются
в герметических барабанах-контейнерах, заполненных азотом. Отказ
от свинцового покрытия снижает массу и стоимость кабеля, стоимость
монтажных работ, а кроме того, дает возможность увеличить строительную
длину кабеля.
Минимальный допустимый радиус изгиба магистральных трубопроводов
под кабели высокого давления принимается по проекту, но не менее
8 м. Монтаж маслоподпитываюшего устройства должен выполняться в
полном соответствии с инструкцией завода-изготовителя маслоподпитывающих
агрегатов. Схема подпитки кабельных линий должна обеспечивать автоматическое
аварийное отключение отдельных кабельных линий и возможность перевода
подпитки любой из кабельных линий на питание от резервного маслоподпитываюшего
агрегата или другого рабочего агрегата, если схема предусматривает
взаимное резервирование маслоподпитываюших агрегатов. Монтаж кабелепровода
высокого давления должен выполняться с участием шефперсонала завода-изготовителя
кабеля в полном соответствии с заводскими инструкциями, ППЭР по
монтажу кабельной линии и монтажными инструкциями.
|