Шины выполняются из плос-ких и профильных медных
или алюминиевых шин. При монтаже ошиновки ГРУ 10—20 кВ шинные блоки
заготавливают в МЗМ и доставляют на монтажную площадку промаркированными
и упакованными.
Работы по заготовке шинных блоков и монтажу шин состоят из следующих
основных операций:
шины сортируют и отбирают по сечениям и длинам. Каждая отобранная
группа шин маркируется, где указывается, для какого участка ГРУ
она предназначена;
правку шин, поставляемых в пакетах, производят только тогда, когда
шины имеют кривизну более 2 мм на 1 м длины. Правку осуществляют
на вальцеправильном станке или с помощью червячных прессов, а при
небольшом объеме работ – вручную;
резку шин из полосовой меди выполняют дисковыми пилами, пресс-ножницами
или ножовками с электроприводом, резку профильных шин – дисковыми
пилами или с помощью установок плазменной резки;
изгибание шин производят по шаблонам, изготовленным по чертежам
или обмеру на месте монтажа. Шины изгибают с помощью шино-гибов
на «плоскость» и на «ребро», а также «штопором» или «уткой». Изгиб
профильных коробчатых шин делают после вырезки косынок в полках
на угол а, равный углу необходимого изгиба, или разрезанием шины
под углом к оси с последующей сваркой. При последнем способе изгиба
угол, под
которым разрезается шина, должен быть равен 180° — 2Р, где Р— угол
изгиба шины;
при подготовке контактных поверхностей под болтовое соединение сначала
просверливают отверстия диаметром на 1 мм больше диаметра соответствующего
болта. Далее контактные поверхности обрабатывают на шинозачистном
станке или напильником, зачищают под слоем вазелина стальной щеткой,
протирают тряпкой, смоченной в бензине, и вторично обрабатывают
стальной щеткой под слоем вазелина, который уже не удаляется;
установку и крепление шин на опорных изоляторах выполняют с помощью
шинодержателей (рис. 2.1,а). Обработанные шины или заготовленные
заранее узлы ошиновки укладывают в шинодержателях и выверяют при
помощи стальной проволоки, натянутой вдоль продольной оси шин, и
при помощи рейки и уровня – в горизонтальной плоскости. Шины закрепляют
в шинодержателях, причем в указанных в проекте «мертвых точках»
их закрепляют жестко, а в остальных так, чтобы было обеспечено свободное
перемещение шин вдоль шинодержателей. При монтаже плоских шин пакетами
между шинами устанавливают распорные прокладки (рис. 2.2), а на
СШ — компенсаторы (рис. 2.1,6);
Рис. 2.1. Шинодержатель и шинный компенсатор для плоских шин: а
— типа ШПРА-1с;
б — компенсатор дня болтового соединения шин; 1 — шина: 2 — компенсатор;
3 — опорный изолятор: 4 — пружинящая шайба; 5 — болт
Рис. 2.2. Распорные прокладки: а — распорная прокладка из круговой
стали типа ПР: б — штампованная распорная прокладка типа ПРШ
разъемные соединения шин выполняют болтами. Под головки болтов и
гайки устанавливают тарельчатые пружины. Неразъемное соединение
шин выполняют электросваркой. В помещениях при относительной влажности
менее 80 % и отсутствии агрессивных сред при 1н = 2000 А алюминиевые
шины можно непосредственно присоединять к плоским медным контактам
аппаратов. К стержневым медным зажимам такое присоединение допускается
при токах не более 400 А. При токах, превышающих указанные значения,
а также в помещениях с агрессивными средами присоединение осуществляют
через медно-алюминиевые переходы;
по окончании монтажа шины окрашивают: фазу А — в желтый, фазу В
— в зеленый и фазу С — в красный цвет. Для контроля за нагревом
контактных соединений шин применяют термопленки, которые наклеивают
вблизи контакта.
|