По
устройству и принципу действия электродвигатели
подразделяются на три группы: асинхронные, синхронные и коллекторные.
Асинхронные и синхронные двигатели - переменного тока. Коллекторные
бывают как переменого тока, так и постоянного, а также универсальные.
Асинхронные электродвигатели применяются там, где требуется регулирование
скорости вращения, и где изменения, колебания скорости не имеют
особо важного значения. Синхронные электродвигатели применяются
в случаях, когда наоборот требуется постояннство скорости вращения.
Двигатели постояного тока широко используется для приводов с регулировемой
и постоянной скоростью вращения (хода). Универсальные двигатели
используются достаточно редко, ввиду их высокой стоимости.
В зависимости от функций, которые выполняют электродвигатели,
работающие в автоматизированных схемах, он могут быть разделены
на основные - предназначенные для осуществления функциональных
зависимостей и вспомогательные - силовые, предназначенные для
обычного привода для движения отдельных узлов и систем.
На долю асинхронных электродвигателей переменного тока приходится
90% всех электродвигателей в промышленности. Причем более популярны
трехфазные двигатели. Принцип действия асинхронного двигателя
такой - переменный ток, проходя по обмотке статора создает вращающееся
в пространстве магнитное поле. Это поле, персекая проводники обмотки
ротора наводит в них э.д.с. Так как цепь обмотки ротора замкнута,
то по ней идет ток. Ток ротора создает магнитное поле ротора,
которое вращается в пространстве с такой же скоростью как и поле
статора. В результате сложения этих полей создается результирующее
магнитное поле. От взаимодействия токов ротора с вращающимся магнитным
полем возникает момент, который принуждает ротор вращаться в ту
же сторону, что и поле.
На статоре однофазного
асинхронного двигателя располагается обмотка, питащаяся от
однофазной сети. Ротор - короткозамкнутый. Переменный ток, протекающий
по однофазной обмотке статора создает пульсирующее, а не вращающееся
магнитное поле, т.е. магнитный поток, изменяющийся во времени.
При неподвижном роторе этот пульсирующий магнитный поток в короткозамкнутой
обмотке ротора наводит токи, как во вторичной обмотке трансформатора.
Электромагнитные силы, возникающие в результате взаимодействия
магнитного поля с токами ротора, взаимно уравновешиваются и не
создают вращающего момента.
Отстутвие пускового момента является характерной особенностью,
и недостатком однофазного асинхронного двигателя. Это устройство
можно пустить либо путем приведения во вращение его ротора силой
извне, либо с помощью специальных пусковых устройств. Чаще всего
он запускается с помощью вспомогательной пусковой обмотки, которая
так же как и главная располагается на статоре, но сдвинута относительно
ее в пространстве на некоторый угол (чаще всего на 90 электрических
градусов). Пусковая обмотка подключается к той же сети, что и
главная. Последовательно с пусковой обмоткой с целью сдвига токов
обмоток по фазе включается какой-либо фазосмещающий элемент: емкость,
индуктивность или активное сопротивление. Иногда последовательно
с одной из обмоток включается активное сопротивление, а последовательно
с другой - индуктивность. Пусковая обмотка и фазосмещающие элементы
подключаются к сети только на время пуска. Они необходимы для
того, чтобы получить вращающееся магнитное поле. Таким образом
двигатель частично превращается в двухфазный с несеметричными
обмотками. После того как ротор начинает вращаться и достигает
определенной скорости вращения - начинает работать как однофазный.
Для отключения этого вспомогательного устройства после пуса применяются
специальные реле или выключатели.
В последнее время получили распространение двигатели со встроенным
пусковым сопростивлением.
05.08.2013