Регулирование скорости вращения электрических двигателей постоянного
тока можно производить путем изменения напряжения, подводимого
к двигателю, или путем изменения величины магнитного потока двигателя.
Изменение величины напряжения, подводимого к якорю двигателя,
можно производить путем включения последовательно с якорем двигателя
переменного регулировочного сопротивления или путем последовательного
и параллельного включения обмоток якорей нескольких двигателей.
Наиболее часто для регулирования скорости применяют способ изменения
величины магнитного потока двигателя. Для этой цели в цепь обмотки
возбуждения двигателя включают реостат, дающий возможность производить
широкую и плавную регулировку скорости двигателя.
Регулирование скорости вращения асинхронных двигателей производится
одним из следующих способов.
1. Изменение числа полюсов электродвигателя. Для возможности изменения
числа пар полюсов двигателя статор его выполняют либо с двумя
самостоятельными обмотками, либо с одной обмоткой, которую можно
пересоединять на различные числа полюсов. Пересоединение обмоток
статора производится при помощи специального аппарата – контроллера.
При этом способе регулировка скорости вращения двигателя совершается
скачками. Регулировку скорости вращения двигателя путем изменения
числа полюсов можно производить только у асинхронных двигателей
с короткозамкнутым ротором. Ротор с короткозамкну-той обмоткой
может работать с любым числом полюсов статора. Наоборот, ротор
двигателя с фазной обмоткой может нормально работать лишь при
определенном числе полюсов статора. Иначе обмотку ротора также
пришлось бы переключать, что внесло бы большие усложнения в схему
двигателя.
2. Изменение частоты переменного тока. При этом способе частоту
переменного тока, подводимого к обмотке статора двигателя, изменяют
при помощи специального генератора. Регулировку изменения частоты
тока выгодно производить, когда имеется большая группа двигателей,
требующих совместного плавного регулирования скорости вращения.
3. Введение сопротивления в цепь ротора. Во время работы двигателя
в цепь обмотки ротора вводят сопротивление регулировочного реостата.
Такой способ применим только для двигателей с фазным ротором.
4. Управление с помощью дросселей насыщения. Однофазный дроссель
насыщения имеет две обмотки: одна включена в цепь переменного
тока, другая, называемая управляющей или подмагничивающей обмоткой,
подключается к источнику постоянного напряжения (выпрямителю).
С увеличением тока в управляющей обмотке магнитная система дросселя
насыщается и индуктивное сопротивление обмотки переменного тока
уменьшается. Включая дроссели в каждую фазу асинхронного двигателя
и меняя ток управляющей обмотки, можно менять сопротивление в
цепи статора двигателя, а следовательно, и скорость вращения самого
двигателя.
Для пуска в ход двигателей постоянного тока большой мощности,
а также для широкой регулировки скорости вращения двигателей применяют
схему «генератор – двигатель», сокращенно Г – Д. Система Г – Д
дает возможность осуществить плавный пуск и широкую регулировку
скорости вращения двигателя.