Аккумуляторные батареи комплектуются из свин-цово-кислотных
или щелочных аккумуляторов, из которых первые получили наибольшее
распространение.
Батарея стационарных свинцово-кислотных аккумуляторов состоит из
аккумуляторов типа С (стационарные для продолжительных разрядных
режимов) или СК (стационарные для коротких разрядных режимов). Аккумуляторы
СК отличаются от аккумуляторов типа С усиленными соединительными
полюсами. Цифры после буквенного обозначения этих аккумуляторов
характеризуют их емкость, разрядный и зарядный токи.
Аккумуляторы типа С предназначены для разряда в продолжении от 3
до 10 часов; максимально допускаемый 3-часовой разрядный ток 9 А.
Аккумуляторы СК могут быть разряжены в более короткий срок – до
1 часа; максимально допускаемый одночасовой разрядный ток 18,5 А.
Кратковременный разрядный ток (в течение не более 5 с) не должен
превышать 250 % тока трехчасового разряда для аккумуляторов типа
С и 250 % тока одночасового разряда для аккумуляторов типа СК.
Во время заряда допускается максимальный зарядный ток: 9 А для аккумуляторов
типа С и 11 А для аккумуляторов типа СК.
Величина емкости, указанная для каждого типа аккумуляторов, меняется
в широких пределах в зависимости от величины разрядного тока и режима
разряда.
Для стационарных аккумуляторных батарей применяются свинцово-кислотные
аккумуляторы панцирного типа СП и СПК (стационарные панцирные).
Для переносных аккумуляторных батарей используются свинцово-кислотные
аккумуляторы типа СТ (стартер-ные).
Аккумуляторные батареи щелочных аккумуляторов комплектуются из железоникелевых
аккумуляторов типа ЖН или ТЖН.
Номер аккумулятора соответствует его номинальной емкости в ампер-часах.
Заряд аккумуляторов производится током нормального зарядного режима
в течение 6–7 ч. Допускается ускоренный заряд при следующем режиме:
сначала в течение 2,5 ч током вдвое больше нормального, затем в
течение 2 ч током нормальной величины.
Для переносных аккумуляторных батарей применяются железоникелевые
аккумуляторы 10 ЖН напряжением 12,5 В; 4 ЖН-5 В; 5 ЖН-6,5 В.
При работе аккумуляторной батареи напряжение каждого элемента уменьшается.
Если не принять особых мер, то напряжение на шинах аккумуляторной
батареи будет также уменьшаться. В связи с этим по мере разряда
батареи дополнительно к работающим аккумуляторам нужно подключать
новые элементы. Таким образом, аккумуляторная батарея состоит из
некоторого числа постоянно работающих элементов и нескольких элементов,
включаемых и выключаемых по мере надобности. Аппарат, посредством
которого производится изменение числа действующих элементов батареи,
называется элементным коммутатором.
На электрических станциях и подстанциях имеются следующие виды нагрузок
постоянного тока:
1) постоянная нагрузка – сигнальные и контрольные лампы на щитах
управления, некоторые реле защиты и автоматики и др.;
2) временная нагрузка – возникает в случае прекращения питания подстанции
переменным трехфазным током; состоит из ламп аварийного освещения
и двигателей постоянного тока;
3) кратковременная нагрузка – механизмы включения электрических
приводов выключателей, часть реле защиты и автоматики.
|