Заливку трансформаторов маслом рекомендуется
производить при помощи маслообрабатывающих установок. Трансформаторы
на напряжение до 110 кВ заливают маслом с температурой не менее
10°С без вакуума. Маслоочистительную установку подсоединяют к вентилю,
расположенному в нижней части бака трансформатора, воздухоспускные
пробки на крышке бака открывают. Бак трансформатора заполняют маслом
со скоростью примерно 1,5—3 т/ч для появления масла в отверстиях
пробок, закрывают и уплотняют пробки. Если на трансформаторе установлен
расширитель, заливку продолжают до достижения отметок в маслоуказателе
расширителя. После отстоя в течение не менее 12 ч повторно открывают
пробки и выпускают скопившийся под ними воздух.
Трансформаторы на напряжение 150—500 кВ, не имеющие
герметичных защит масла, заливают маслом с температурой 40—50°С
при наличии остаточного давления в баке трансформатора не более
665 Па. После окончания вакуумирования трансформатора, не останавливая
вакуум-насос, через вентиль, расположенный на крышке трансформатора,
при помощи маслоочистительной установки в бак трансформатора подают
масло со скоростью не более 3 т/ч. Попадая на активную часть, масло
разбрызгивается, что способствует удалению из него паров влаги и
газа. В течение всего периода заливки в баке необходимо поддерживать
соответствующее остаточное давление. При вакуумной заливке для подачи
масла в бак трансформатора не рекомендуется применять фильтр-прессы
и центрифуги, имеющие сообщение с окружающим воздухом. Применяемый
маслопровод должен быть маслоплотным и выдерживать полный вакуум.
Для контроля за уровнем масла в баке трансформатора обычно применяют
временные маслоуказатели в виде стеклянных трубок, которые при помощи
гибких шлангов соединяют с верхней и нижней частями бака трансформатора.
Более технологичным является метод контроля уровня масла в баке
при помощи двух вакуумметров. Один вакуумметр подсоединяют к надмасляному
пространству, а другой устанавливают на вентиле внизу бака трансформатора.
Высоту столба масла, м, над уровнем установки нижнего вакуумметра
можно вычислить по формуле: Н=(р1—р2)/0,9, где р1 и р2 — показания
вакуумметров, Па. Для практических расчетов принимают, что плотность
масла равна 0,9·103 кг/м3. Вакуумную заливку производят до уровня
150—200 мм от верха крышки бака трансформатора, пока все изоляционные
детали активной части не будут покрыты маслом. После этого прекращают
подачу масла в бак трансформатора и вакуумируют надмасляное пространство
в течение 10 ч. Останавливают вакуум-насос и через воздухоосушитель
заполняют надмасляное пространство в баке воздухом. При атмосферном
давлении выдерживают активную часть в течение 5 ч.
После вакуумной заливки выполняют доливку трансформатора
маслом через имеющийся в расширителе патрубок для доливки масла.
Доливку трансформатора до уровня отметок в маслоуказателе расширителя
производят без вакуума после монтажа всех заполненных маслом комплектующих
узлов (охладителей, выхлопной трубы и пр.) и установки расширителя.
После отстоя в течение 12 ч из всех пробок на крышке и комплектующих
узлах трансформатора повторно выпускают скопившийся воздух. Таким
же образом производится доливка трансформаторов, прибывших на монтажную
площадку частично не долитыми маслом, с которых масло в процессе
монтажа полностью не сливалось. Перед вакуумной заливкой трансформаторов,
оборудованных пленочной защитой масла, необходимо на крышке бака
смонтировать патрубок газового реле с запорным вентилем и другие
составные части, для установки которых требуется разгерметизация
бака. Заливку производят дегазированным маслом при остаточном давлении
в баке. При этом масло в бак трансформатора подают через задвижку,
расположенную в нижней части бака, до уровня на 100—200 мм ниже
верха крышки бака. Скорость подачи масла не ограничивается. Надмасляное
пространство вакуумируют при соответствующем давлении в течение
2 ч, затем вакуумирование прекращают.
После установки расширителя со смонтированной гибкой
оболочкой газового реле и соединяющих их патрубков и запорных вентилей
расширитель доливают дегазированным маслом до максимально возможного
уровня. Открывают вручную отсечный клапан и запорный вентиль, отсекающий
газовое реле от расширителя, заполняют соединяющие патрубки маслом,
выпуская воздух через воздухоспускной краник реле. Затем открывают
запорный вентиль, отсекающий газовое реле от бака трансформатора,
и заполняют надмасляное пространство в баке маслом, поступающим
из расширителя. При необходимости производят доливку расширителя
маслом. Устанавливают необходимый уровень масла в расширителе, после
чего открывают воздухоспускные пробки на баке и комплектующих частях
и выпускают оставшийся воздух.
|